На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АРТГАЛЕРЕЯ

693 подписчика

Картины Рериха

mp-3-плейер

(музыкальное сопровождение)

 

 

 

 

 

Небесный бой. 1912. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

Восставший сон Востока. 1923 г. Местонахождение - частная коллекция

 

 

Восставший сон Востока. 1923 г. Местонахождение - частная коллекция

 

 

 

Медитация. 1923 г.. Местонахождение - частная коллекция, Нью-Йорк

 

 

 

 

 

Видение. 1923 г. Местонахождение - частная коллекция

 

Видение. 1923 г. Местонахождение - частная коллекция

 

 

 

 

 

Три стрелы.1923 г. Местонахождение - частная коллекция

 

Три стрелы.1923 г. Местонахождение - частная коллекция

 

 

 

 

 

Чудо. Серия "Мессия". 1923 г. Местонахождение картины: Государственный музей Востока, Москва

 

Чудо. Серия "Мессия". 1923 г. Местонахождение картины: Государственный музей Востока, Москва

 

 


Знаки Христа. Серия "Знамёна Востока". Местонахождение картины: частная коллекция, Москва

 

Знаки Христа. Серия "Знамёна Востока". Местонахождение картины: частная коллекция, Москва

Матерь Мира. Серия "Знамёна Востока". 1924 г. Международный центр-музей им. Н.К.Рериха

 

Матерь Мира. Серия "Знамёна Востока". 1924 г. Международный центр-музей им. Н.К.Рериха

 

 

Змий мудрости. 1924 г. Из серии "Знамёна Востока" Местонахождение: частная коллекция, Москва

 

Змий мудрости. 1924 г. Из серии "Знамёна Востока" Местонахождение: частная коллекция, Москва


 

 

 

Тзонг-Ка-Па. 1924 г. Серия "Знамёна Востока" Местонахождение: частная коллекция

 

Тзонг-Ка-Па. 1924 г. Серия "Знамёна Востока" Местонахождение: частная коллекция


Ясный вечер. 1924 г. Серия "Гималаи" Местонахождение: частная коллекция, Москва

 

Ясный вечер. 1924 г. Серия "Гималаи" Местонахождение: частная коллекция, Москва

 

 

 

 

Горы из Сошинга. 1924 г.Из серии "Гималаи" Местонахождение: Международный цент-музей им.Н.Рериха

 

Горы из Сошинга. 1924 г.Из серии "Гималаи" Местонахождение: Международный цент-музей им.Н.Рериха


Превыше гор. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение картины: частная коллекция, Москва

 


Жар-Цвет. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: частная коллекция

 

Жар-Цвет. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: частная коллекция


Сокровище Мира. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

 

Сокровище Мира. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк


Сжигание тьмы. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

 


Звезда Матери Мира. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: частная коллекция, Россия

 

Звезда Матери Мира. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: частная коллекция, Россия


Гималаи. 1924 г. Серия "Сикким" Местонахождение: частная коллекция, США

 

Гималаи. 1924 г. Серия "Сикким" Местонахождение: частная коллекция, США


Ступени Гималаев. Серия "Сикким" Местонахождение: частная коллекция, Нью-Йорк

 

Ступени Гималаев. Серия "Сикким" Местонахождение: частная коллекция, Нью-Йорк


Матерь Турфана. 1924 г. Серия "Сикким" Местонахождение: частная коллекция, США

 

Матерь Турфана. 1924 г. Серия "Сикким" Местонахождение: частная коллекция, США


Будда победитель. 1925 г. Серия "Знамёна Востока" Местонахождение: частная коллекция, Москва

 

Будда победитель. 1925 г. Серия "Знамёна Востока" Местонахождение: частная коллекция, Москва


Чаша Христа. 1925 г. Серия "Знамена Востока" Местонахождение: частная коллекция, Москва

 

Чаша Христа. 1925 г. Серия "Знамена Востока" Местонахождение: частная коллекция, Москва


Магомет на горе Хира. 1925 г. Серия "Знамена Востока" Местонахождение: частная коллекция, Россия

 


Моисей водитель. Серия "Знамена Востока" Местонахождение: частная коллекция, Россия

 

Моисей водитель. Серия "Знамена Востока" Местонахождение: частная коллекция, Россия


Миларепа услышавший. 1925 г. Серия "Знамёна Востока" Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

 

Миларепа услышавший. 1925 г. Серия "Знамёна Востока" Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк


Скрещение путей Христа и Будды. 1925 г. Местонахождение: Международный музей Рериха, Москва

 


Озеро Наг. Серия "Озёра и Гильгитский путь" Местонахождение: частная коллекция

 

Озеро Наг. Серия "Озёра и Гильгитский путь" Местонахождение: частная коллекция


Исток Инда. 1925 г. Местонахождение: Международный музей-центр им. Н.К. Рериха, Москва

 

Исток Инда. 1925 г. Местонахождение: Международный музей-центр им. Н.К. Рериха, Москва


Знамена грядущего. Сюита "Майтрейя"1926г.Местонахождение: Нижегородская Государственная художественная галерея

 


Конь счастья. Сюита "Майтрейя" Нижегородская Государственная художественная галерея

 

Конь счастья. Сюита "Майтрейя" Нижегородская Государственная художественная галерея


 

 

 

Шёпоты пустынь. Сюита "Майтрейя" 1926 г. Нижегородская Гос-я художественная галерея

 


Приказ Ригден-Джапо. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва

 

Приказ Ригден-Джапо 1927 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва


Весть орла. 1927 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

 

Весть орла. 1927 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк


Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США

 

Агни-Йога. Проект фрески (II) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США


Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США

 

Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США

Сосуд нерасплесканный. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция

 

Сосуд нерасплесканный. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция


Чёрная Гоби. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция

 

Чёрная Гоби. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция


Буреин-гол. Цайдам 1928 г. Местонахождение: частная коллекция

 

Буреин-гол. Цайдам 1928 г. Местонахождение: частная коллекция


Перевал Тангла. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция

 

Перевал Тангла. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция


Чудь подземная.1929 г. Местонахождение: частная коллекция

 

Чудь подземная.1929 г. Местонахождение: частная коллекция


Форт Бхарагарх. Серия "Кулу" 1929 г. Местонахождение: Международный центр-музей Н.К. Рериха, Москва

 

Форт Бхарагарх. Серия "Кулу" 1929 г


Ступа в Чунг-тю. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США

 

Ступа в Чунг-тю. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США


Цайдам. 1929 г. Местонахождение: частная коллекция, США

 

Цайдам. 1929 г. Местонахождение: частная коллекция, США


Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского "Весна священная" 1929 г.Местонахождение: Музей Н.Рериха

 

Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского "Весна священная" 1929 г.Местонахождение: Музей Н.Рериха


Илья Пророк 1931 г. Местонахождение: Nicholas Roerich Museum, New York

 

Илья Пророк 1931 г. Местонахождение: Nicholas Roerich Museum, New York


Жанна Д'Арк, Триптих 1931. Коллекция Боллинга, Гранд Хейвен, Мичиган

 

Жанна Д'Арк, Триптих 1931. Коллекция Боллинга, Гранд Хейвен, Мичиган


Архат. 1932 г. Местонахождение картины: Художественный музей г. Аллахабада, Индия

 

Архат. 1932 г. Местонахождение картины: Художественный музей г. Аллахабада, Индия


Брахмапутра 1932 г. Местонахождение картины: Государственный художественный музей, Рига, Латвия

 

Брахмапутра 1932 г. Местонахождение картины: Государственный художественный музей, Рига, Латвия


Священная Тангла 1932 г. Местонахождение картины: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

 

Священная Тангла 1932 г. Местонахождение картины: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

Мадонна Орифламма (Червоннопламенная)1932 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

 

Мадонна Орифламма (Червоннопламенная)1932 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк


Его тень (Тень Учителя) 1932 г. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Его тень (Тень Учителя) 1932 г. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Звезда героя 1932 г. Местонахождение: Музей индийского искусства, г. Варанаси, Индия

 

Звезда героя 1932 г. Местонахождение: Музей индийского искусства, г. Варанаси, Индия

 

Воин Света 1933 г. Коллекция Стиббе, Гринуич, США

 

Воин Света 1933 г. Коллекция Стиббе, Гринуич, США

 

Гималаи. Розовые горы 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк

 

Гималаи. Розовые горы 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк

 

 

Шатровая гора 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк

 

Шатровая гора 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк

 

Чантанг. Северный Тибет (тибетский стан) 1939. Музей исскуств народов мира

 

Чантанг. Северный Тибет (тибетский стан) 1939. Музей исскуств народов мира

 

Гималаи (лунный закат) 1940. Музей исскуств народов Востока, Москва

 

Гималаи (лунный закат) 1940. Музей исскуств народов Востока, Москва

 

Философ. Тишина. 1940 г. Государственный Музей искусств Востока, Москва

 

Философ. Тишина. 1940 г. Государственный Музей искусств Востока, Москва

 

Гесер-хан. 1941 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва

 

Гесер-хан. 1941 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва

 

Нанда-Деви 1941 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

 

 

Нанда-Деви 1941 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

 

Неведомый старик Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург 

Неведомый старик Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

 

Полунощное. 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва

 

Полунощное. 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва

 

Ангел последний 1942. Международный Центр Рерихов, Москва

 

 

Борис и Глеб 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва

 

Борис и Глеб 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва

 

Песнь о Шамбале. 1943 г. Местонахождение: Государственный музей искусства Востока, Москва

 

Песнь о Шамбале. 1943 г. Местонахождение: Государственный музей искусства Востока, Москва

 

Канченджунга. 1944 г. Местонахождение: Государственный Музей Востока, Москва

 

Канченджунга. 1944 г. Местонахождение: Государственный Музей Востока, Москва

 

Горное озеро. Перевал Бара-Лача Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

 

Горное озеро. Перевал Бара-Лача Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петер

 

Гималаи 1945 г. Музей искусств народов Востока, Москва

 

Гималаи 1945 г. Музей искусств народов Востока, Москва

Н.К.Рерих. Клад захороненный 1947. Холст, темпера. 91,4x153,3 см

Н.К.Рерих. Клад захороненный 1947. Холст, темпера. 91,4x153,3 см

 

Огни на Ганге 1947. Международный Центр Рерихов, Москва

 

Огни на Ганге 1947. Международный Центр Рерихов, Москва

 

Тибет. Музей исскуств народов Востока, Москва

 

Тибет. Музей исскуств народов Востока, Москва

 

 

 

 

         Николай Константинович Рерих - художник-философ, художник-мистик, художник-странник, художник-археолог, художник-литератор.

    Творчество Николая Константиновича Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце, это был человек «с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего своих мыслей. При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях».

       Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее.

      Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути художника. В 1897 году П.М. Третьяков приобрел полотно "Гонец". выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси. Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание не сбылось полностью.

     Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В разные годы были получены его произведения в дар, приобретены у частных лиц, некоторые из них поступили из Государственного Музейного фонда. В 1949 году Галерея приняла ряд картин Рериха, ранее находившихся в Русском культурно-историческом музее в Праге.

Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.
Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера - все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.

     Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.

      В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.

      Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», - писал он.
Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин, идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем; американские кантианцы-трансценденталисты (Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.

     Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.

     Помимо всего прочего, в начале века России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского.
К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.

     Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии.

     Он подозревал общность между Россией и Азией во всем: в искусстве, верованиях, складе души. Еще в 1895 году Рерих писал в дневнике: «Мне весьма любопытно, было ли на русское искусство два влияния - византийское и западное или было еще и непосредственно восточное? Кое-где нахожу смутные указания на это».

     У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) - «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. «Искусство объединит человечество, искусство едино и нераздельно. У него много ветвей, но корень один». В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием - «Пылающее сердце». А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.

Картина дня

наверх